Вторник, 12.11.19, 08:47
Приветствую Вас, Гость


Главная » Статьи » Разработки учителей » Статьи

Дифференцированные приёмы в обучении младших школьников
Учитель начальных классов Шаш И. С.
«Дифференцированные приёмы в обучении младших школьников»

По мнению ученых, педагог не должен подавлять природу ребенка, являясь по сути его скульптором. Учитель должен относиться к ученику на равных, внедряя в свою практику преподавания новые формы обучения, дающие возможность развития творческого мышления, сочетания интеллектуальной работы с воздействием на эмоциональную сферу и воображение. Для личностного развития ребенка особенно важна атмосфера успеха. Сохранить присущую детям жизнерадостность - важное условие развития творчества ребенка. Необходимыми условиями развития личности являются желание ребенка жить активно, деятельно и радостно, желание общаться, иметь друзей, достичь успеха в делах.

Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности.

То, что обучение, так или иначе, должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка - это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.

Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными способностями.

Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения.

В условиях классно-урочной системы это возможно при индивидуализации и разноуровневой дифференциации.

Прежде чем применять дифференцированный подход в обучении, любому учителю нужно понять, а какие дети пришли к нему в класс, чем они отличаются друг от друга, на что нужно сделать акцент. Эти вопросы стояли и передо мной. Я начала с изучения особенностей своих детей.

Можно выделить несколько этапов:

1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся - и физических, и психологических, и личностных, в том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье. Прежде чем приступить к дифференцированному обучению ученики обязательно обследуются психологом, логопедом, врачом. Свой мониторинг проводит учитель.

2. Выделение различных групп учащихся, отличающихся:

• различным уровнем усвоения материала на данный момент;
• уровнем работоспособности и темпом работы;
• особенностями восприятия, памяти, мышления;
• уравновешенностью процессов торможения и возбуждения.

У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся. Можно не делить детей на "слабых” и "сильных”, а отнести их к трём условным группам по свойствам уравновешенности процессов возбуждения и торможения:

1-я группа - ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения;

2-я группа - ученики с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения;

3-я группа - ученики с преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения.

В условиях нашей школы есть возможность сразу разделить детей на две подгруппы, что заметно облегчает процесс обучения и предполагает дифференцированный подход.

3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающих различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

На этом этапе основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Здесь более всего содержится возможностей для учёта особенностей учащихся.

Есть наиболее типичные приёмы и виды дифференцированных заданий:



1) Учитель готовит два-три варианта заданий. Учащиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант учитель заранее предназначает определённой группе учеников.

2) Отдельным группам даётся разъяснение возможных затруднений с целью предотвращения ошибок. Этот приём характерен для этапа первичного закрепления, когда происходит, по сути, "доусвоение” нового материала и выявляются пробелы.

3) Слабым учащимся для самостоятельной работы нередко даются облегчённые карточки-задания алгоритмического вида, продвинутым учащимся - задания на перенос знаний и умений в изменённую или новую ситуацию.

Таким образом, дифференцированный подход на этапе закрепления и применения знаний осуществляется преимущественно в виде заданий различной трудности и характера. Наиболее удобно применять их в форме индивидуальных карточек.

С первого класса возможность использования названных приёмов появляется и расширяется по мере овладения учащимися чтением и умением выполнять письменную инструкцию к заданию.

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

На этом этапе важно четко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и то же знание, умение. Исходя из этого, можно составлять серии заданий повышающейся (восходящей) или понижающейся (нисходящей) трудности.

5. Выделение группы учащихся, с которыми проводятся индивидуальные занятия, направленные на устранение проблем в обучении и пробелы в знаниях.

Если в первом классе я больше внимания уделяла индивидуальной работе с детьми, то ко второму классу уже образовались группы, сравнительно одинаковые по уровню обучаемости.

Целесообразность поуровнего обучения было обусловлено стремлением создать более благоприятные условия для творческого развития каждого ученика. Каждый ребёнок должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание и уверен в своих силах.

Каждодневная работа настраивает детей двигаться дальше, достигать больших успехов. Постоянно происходит движение детей из общего уровня в продвинутый. Важным аспектом является осуществление индивидуального дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.
Категория: Статьи | Добавил: Инна (09.05.17)
Просмотров: 271
Дата последнего обновления сайта:09/11/2019